Из статьи Светланы "Родная газета" №3 (29) Справедливости ради надо сказать, что некоторым сельским детям школа нужна, ведь их там и накормят, не изобьют, как избивает дома пьяный отец, с ними позанимаются. И вот я написала заявление с просьбой перевести детей на экстернат. Поскольку директор любой школы (сельской либо городской) не имеет полномочий решать этот вопрос самостоятельно, директор обратилась в местное районо. Районо обратилось в облоно. А поскольку закон об экстернате принят только на бумаге, а материальной и методической базы под него ещё нет, то облоно отказало. Тогда я поехала сама, вооружившись всеми ссылками на законы. Но в ответ меня просто пытались убедить, что это неправильно, и что мы ребёнка лишаем лучших лет жизни. Директор сельской школы (надо сказать, очень хорошая женщина), чтобы не терять учеников, предложила приходить только на отчётные и контрольные работы. Я согласилась, поскольку не понимала тогда, как это тяжело будет детям. Приходить в школу изредка – это попасть под прицел недоумевающих взглядов, постоянных вопросов: почему вы не ходите в школу, что вам не нравится? К тому же, дома нам приходилось постоянно подстраиваться под темп школьной программы – никакого индивидуального подхода! Учительница, классный руководитель, в этой ситуации очень нервничала, поскольку приходилось отмечать ребёнка, как отсутствующего. В итоге она попросила меня оформить домашнее обучение. Что мы и сделали. Как положено, через медкомиссию. Я позвонила на Деревянко, где находится медкомиссия и спросила: «Как мне быть? Я не хочу, чтобы ребёнок ходил в школу?» На что мне спокойно ответили: «Возьмите справку в неврологическом диспансере, что ребёнок неадекватно реагирует на пребывание в коллективе или что-то в этом роде». Другого выхода тогда у меня не было. И я стала оформлять детей. Работники комиссии оказались очень квалифицированными психологами и врачами. Они похвалили меня за желание временно отстранить ребёнка от школы, прочитав, диагноз дочери: вегето-сосудистая дистония. Сказали, что если сейчас не поберечься, то именно от этого и бывают в последствие разные осложнения в здоровье. Я обрадовалась тогда лёгкому оформлению на желанное домашнее обучение, но понимала, что такая реакция и в диспансере, и у работников комиссии будет год-другой, не больше. Постоянно оформлять детей никто не разрешит. О чём они и говорили. Опыт посещения школы, будучи оформленными на домашнее обучение Достоинства: – хороший был вариант перед тем, как нашли Симферопольскую школу; – если заниматься с учителями хотя бы 2 раза в неделю в школе или на дому, то организация процесса обучения происходит для родителей легче; – меньше болезней. Недостатки: – надо идти «в ногу» со школьной программой, независимо от темпов её усвоения; – надо посещать врачей для оформления домашнего обучения; – надо объяснять всем причину оформления на домашнее обучение; – одноклассники и учителя спрашивают ребёнка каждый раз, когда тот приходит в школу, «почему тебя не было»; – ребёнок, не посещая школу каждый день, чувствует себя некомфортно, поскольку не знает, о чём говорилось, к примеру, на прошлом уроке. Сложности: если школу переносить в дом, то родители должны суметь её улучшить, раз она чем-то не нравилась, а это труд. Чтобы дети учились дома с благодарностью к родителям (а не относились к ним, как к школе), им надо понимать преимущества такого обучения, понимать, чего они избегают. Поэтому мы ещё раз возвращались в школу. Дочь в 6 класс, сын в 4. Сын хотел дать сдачу тем, кто его и других малышей обижал. И ещё раз убедиться, что в школе больше задают заданий, чем дома. А то ему казалось, что мама задаёт очень много. Дочь тоже хотела убедиться, вдруг в школе учиться легче. Когда она походила в школу ещё раз, то увидела, что учителя мало что объясняют, в основном, только задают уроки, а дети сидят в классе, в своём большинстве с полным непониманием, просто просиживают время – и уже поняла окончательно, как хорошо учиться дома. Главное, честнее. Учишься для себя, а не чтобы завтра ответить и забыть. В Интернете я постоянно искала информацию о домашнем обучении. И познакомилась с педагогом из Днепропетровска, которая владеет методикой обучения для экстернов. От неё я и узнала о Симферопольской школе. Позвонила директору и на мои возгласы: неужели правда есть такая школа, где можно учиться дистанционно, – она подтвердила, что их школа пока единственная на Украине, где официально Министерством Образования разрешено такое обучение. Кстати, есть школа экстерна в Киеве. Но обучение там только для киевлян и обучение платное. Как мы обучаемся в Симферопольской школе № 31 на дистанционном обучении Преимущества: – разрешается пользоваться при обучении любыми методиками и учебниками; – предметы в этой школе можно сдавать блоками: сначала, например, освоить материал по истории за тему или четверть – сдать его (по почте или по веб-камере). Затем – другой по выбору предмет. Главное, чтобы к концу года были сданы все предметы; – очень доброжелательное отношение со стороны директора и педагогов; – отчитываться детям легко. Достаточно высылать тетрадки почтой или сканированные из них записи и – зачёт по предметам принимается. Приезжать можно 1 раз в год весной (хотя желательно два раза) или отвечать по скайпу, или выслать диск, где записано, как отвечает, читает, размышляет ребёнок по тому или иному предмету, или любым другим способом; – на сайте предоставлен как теоретический материал, так и задания, которые надо выполнять и отправлять в школу; – родителям предоставлено право самим выбирать уровень качества образования. Если нужен лишь аттестат – переведут из класса в класс и с низкими баллами, если интересует уровень знаний – то дают возможность получать высокие оценки и предлагают участие в научных конференциях; – не навеивается ни одно из посторонних мировоззрений; – ребёнок успевает заниматься своими любимыми делами и делами по хозяйству; – родители имеют основание успокоить своих родителей (бабушек и дедушек), что ребёнок официально учится в школе; – обучение ведётся на русском языке; – меньше болезней; – экономия финансовых средств; – к тому же, обучаясь в Симферопольской школе, собираются на уровне государства статистические данные о потребности семейной формы обучения. Министерство образования просит также присылать свои предложения по формам получения образования в старших классах на адрес n.d.Maksuta@mail.ru для создания модели семейного образования с последующей возможностью разработки закона о семейном образовании и правом родителей на оплату их труда. Это адрес Натальи Дмитриевны – работника Министерства Образования. С этой же целью школа просит присылать материал для портфолио, чтобы было видно, что эти дети не заброшенный контингент, и что они живут полноценной жизнью; – сейчас мы имеем возможность по-разному строить рабочий день. Например, уроки ставить не сначала, а во второй половине дня, когда дети позанимаются, тем, что просит душа. Недостатки: – родителям-непедагогам не хватает методических навыков; – нужна постоянная самоорганизация, распорядок (не все на это способны); – один из родителей обязательно должен быть неработающим, чтобы помогать в учебном процессе; – общение с другими детьми нужно специально организовывать. Но это может быть, скорее, достоинство; – могут сказать, что, обучаясь на дому, мы избегаем трудностей. Но жизнь трудности всегда преподносит, какой бы путь человек не выбрал. В этом мы убеждаемся постоянно. На это отвечаю: наша задача – выбрать путь, по которому хотим идти и те трудности, которые хотим преодолевать; – могут сказать, что не обеспечивается должное общение. Думаю, что общение – это великая ценность. Удовлетворение от общения с «кем-нибудь» человек не получает. А зачем тогда? Друга надо ещё заслужить. И это не всегда происходит в школьных стенах. К тому же, мы ездим в гости и приглашаем гостей к себе; – много времени родителей отдаётся обучению; – в старших классах нужен в качестве помощи вспомогательный видеоматериал (видео-уроки педагогов-предметников), которого сейчас ещё нет. Если подвести итоги: – родителям надо сначала чётко определиться, что нужно от школы: аттестат или знания. Если нужен лишь аттестат, то на помощь придут решебники и тесты, которые могут помочь заполнить и старшие; – если нужны знания, то родитель (в зависимости от возраста ребёнка) составляет расписание, расписывает на каждый день задания по выбранным на день предметам, иначе ребёнок не будет знать, что ему учить и будет растерян. Так ученик видит объем работы на какой-то период времени. По желанию, может недельное задание сделать за два-три дня и посвятить остальное время своим любимым занятиям; – продумывать моменты посещения детьми коллективов: или праздники организовывать, или кружки посещать, или гостей приглашать. Как учимся мы? Дочь, 7 класс, делит учебное полугодие на количество предметов и проходит материал погружением в среднем за две недели. Результаты изучения в виде вопросов и ответов на них записывает в тетрадь. Ответы на вопросы краткие, содержат определения и конкретные примеры. Чертит схемы, таблицы или наносит информацию для наглядности, по географии, например, на контурную карту. Сделает предмет – отправим по почте. Сайт школы тоже выставляет задания и вопросы. Можно также получать консультацию педагогов по неясным для учащегося вопросам по веб-камере или по телефону. Сыну скучно заниматься одним предметом. С ним мы чередуем уроки. Но дома скучно детям не бывает. И это радует. Всегда найдут, чем позаниматься. Могу сказать в заключение: домашнее обучение – это большой труд, ответственность и творчество. Это нелёгкий путь, но интересный. Мама Света, Харьковская область. detskaja_igra@ukr.net, www.igra-rp.ru.gg (Сайт школы в Симферополе: school31.crimea.edu 95022, Украина, АРК, г. Симферополь, ул. Титова, 12, СОШ №31,тел. (0652)27-05-50 Директор: Ольга Николаевна Скребёц.)
|